Игра
Правила
Мнение короля •
Литература
Форум
Новый Веган
Генофонд
Мы вместе
Финансы
Библиотека

Мнение короля

Всё могут короли! И судьбы всей земли вершат они порой.

Предполагается, что в сказочном королевстве любой сеньор в высшей степени милосерден и справедлив, а служить ему - одно удовольствие. Каких приказов, какого стиля управления можно от него ожидать? Узнать это просто. Ведь каждый кому-то служит, старательно исполняя его волю, и так по цепочке не длиннее 4 звеньев: рыцарь - барон - граф - король. Каково мнение короля, примерно того же будут требовать от тебя и другие сеньоры. Узнавай моё мнение на этих страницах и будь готов действовать так, а не иначе. Не согласен - попробуй объяснить на форуме, в чём я не прав.

Чтобы искать было проще, темы (высказывания) расположены в алфавитном порядке.

Не забывай периодически обновлять эту страницу (F5): вдруг появится что-то новое.


Армия и полиция, увы, будут необходимы ещё очень долго. По моему скромному мнению - всегда. Пацифисты были бы истинными миротворцами при условии, что их примеру последует большинство людей, а в нашей реальности они - не более чем предатели Родины, подрывающие её боевую мощь... Как в древности, так и сейчас справедливо: "Хочешь мира - готовься к войне". Видя сильную страну, агрессор умерит свой пыл, а если и решится напасть - быстро с позором уйдёт. Профессиональная армия может быть только сравнительно невелика и её трудно содержать. Практичнее, когда все люди от 20 до 50 лет (кроме инвалидов) готовы воевать, а в мирное время - регулярно сдавать на проверку соответствующие нормативы. Вряд ли рационально год или два держать человека в казарме. Опыт показывает, что эти годы тратятся не совсем на то, что нужно. Неплохо быть дисциплинированным, уметь быстро одеваться, ровно застилать кровать, приводить в порядок одежду и обувь, красиво маршировать. Но не это, а умение побеждать врага понадобится в бою. Оно и должно стать главной, а то и единственной целью обучения и тренировок. Можно на пару месяцев поместить молодого бойца в условия, приближенные к военным, чтобы понял, каково это, как выживать и вести себя, что главное. А прочие навыки лучше осваивать и развивать постепенно, начиная со школы, без отрыва от учёбы и работы. Нормативы следующие. Мужчинам и женщинам нужно уметь метко стрелять, в том числе из снайперского оружия, ухаживать за ним, в совершенстве владеть одной из военных специальностей (сапёр, лётчик, танкист, инженер и т.д.), смотря какая кому по силам, хорошо разбираться в стратегии и тактике, быть готовым принять командование на себя. Полностью здоровые мужчины, в дополнение ко всему этому, должны быть подготовлены на уровне бойцов элитных подразделений. Вот такая армия, а не бестолковое стадо пушечного мяса действительно может предотвратить войну или победить в ней. Обязательны регулярные проверки. Тех, кто не сдаёт нормативы, предпочитает оставаться никуда не годным хлюпиком не по состоянию здоровья, а просто из-за лени, надо заставлять бесплатно работать дополнительное время или лишать части зарплаты, оставляя только минимальную. Не готов защищать Родину - укрепляй её обороноспособность трудом и капиталом.

Кто умеет воевать, не оплошает и в борьбе с преступностью. Но важен и авторитет полиции. Люди невысоких моральных качеств не должны там работать. Постоянное общение с преступниками не располагает к церемонности, но всё должно быть по уставу. Надо увольнять стража порядка даже за хамство или насмешки над подозреваемым, не говоря уже о более существенных обидах, нанесённых людям. С другой стороны, пусть у населения будет поменьше оружия, а у полиции - побольше полномочий. Сопротивление и побег абсолютно недопустимы, они являются законным основанием открыть огонь на поражение. Желательно без летального исхода, но это как получится. Ведь главное - задержать подозреваемого, предотвратить дальнейшие преступления, если вдруг перед нами настоящий негодяй. В обществе с высоким уровнем боевой и физической подготовки большинства людей такая жёсткость особенно оправдана. Очень полезна видеосъёмка. Она подтвердит суду, насколько корректно вели себя подозреваемый и полицейский.

Наше маленькое королевство в принципе не способно защититься от внешней агрессии. Потому оно должно быть максимально демилитаризовано во избежание обвинений в каком бы то ни было экстремизме. О турнирах сказано в разделе "Дуэль". Если отдельная группа моих вассалов пожелает заниматься современной боевой подготовкой, я нисколько не против, но все должны знать, что это их личное дело, а не часть нашей "государственной политики".


Бездействие предпочтительнее действий, необходимость которых не очевидна. Всё созданное через некоторое время истлеет, разрушится, износится, а то и будет с презрением выброшено, подвергнется вандализму, издевательствам. И едва ли не каждый твой шаг по планете кому-то причинит боль, страдания, смерть, увечья. Это не преувеличение; примеров можно привести огромное количество. Задумайся.

Говорят иногда, будто мы предназначены не для бездействия, а для великих, славных и добрых дел. Отчасти верно. Накормить свою семью, помочь бедным и страдальцам - как же без этого? А вот слава и богатство вряд ли достойны наших усилий. Мы умрём, и всё исчезнет вместе с нами. Жизнь коротка. Имеешь достаток - радуйся, сохраняй и приумножай, но не делай это главной целью. Ты ведёшь хозяйство заботливо и разумно, а наследники могут поступить совсем иначе, даже просто продать и растратить. Труды всей жизни окажутся напрасными. Долго ли помнят людей, когда-то считавшихся великими? Уже через пару поколений их имена станут пустым звуком, если только кому-нибудь не придёт в голову вписать их в историю и преподавать эту историю в школе. Занятие наукой более оправдано. Независимо от памяти потомков твои открытия веками будут облегчать им жизнь. Фундаментальная наука хороша именно тем, что закладывает основу будущих практически полезных открытий. Познание мира вряд ли ценно само по себе. Предки знали и умели намного меньше нас. Надо ли из-за этого признать, будто их жизнь была более примитивной, ущербной, бессмысленной? Тогда ещё примитивнее будем выглядеть мы сами на фоне научно-технических достижений потомков.

Это я сказал для неверующих. А христианам просто напомню: важны только два дела - труд для удовлетворения насущных потребностей и молитва, приближающая к Богу. Прочее - суета.


Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог (Евр. 13:4). А сеньоры безжалостно удалят. Прелюбодеями называются неверные мужья и жёны, а блудниками - те, кто вступает в интимные отношения не в браке. Здесь всё просто и не нужно какого-то аскетизма. Любишь - женись, и тогда наслаждайтесь друг другом сколько угодно. А не любишь никого - проблема здесь только в твоём закоренелом эгоизме, ни в чём ином. Оставь на время мысли и об удовольствиях, и о браке, ты к нему пока совершенно не готов. Лучше постарайся приобрести любовь к людям, научиться видеть в них именно людей, а не средства для достижения личных целей. На удивление скоро ко многим из них появятся искренние добрые чувства, а то и неподдельный интерес как к отличным кандидатурам для счастливого брака с тобой.

Вряд ли надо объяснять, как обидна супружеская неверность. А почему бы не "погулять" до свадьбы? Да потому что только один муж и только одна жена существуют друг для друга. С этим ничего не поделаешь, именно такое восприятие свойственно здоровой, ничем не извращённой человеческой психике. Поверь моему богатому опыту... Напрасно рассуждать: "В аду будет что вспомнить". Итог всех похождений - лишь горькое раскаяние, сожаление о соблазнённых и покинутых.

Кстати, брак больше касается житейских, хозяйственных дел, чем любви. Обычай дарить кольца происходит от обмена перстнями с печатью. Жених и невеста выражали полное доверие друг к другу, предоставляя доступ ко всему своему имуществу. Нет никакого цинизма в том, чтобы к выбору человека, рядом с которым пройдёт жизнь, отнестись достаточно серьёзно и прагматично.

Знаешь ведь многие свои слабости и недостатки. Вполне вероятно, не меньше их будет и у супруга. Пока не поздно, подумайте хорошенько, что сможете стерпеть ради любви, а что нет.

Избегай соперничества. Нормально, когда красивой девушкой интересуются несколько парней. Но сама она выберет одного, а остальным решительно откажет, только так может стать нормальной женой. Если же ей долгое время льстит внимание сразу многих, не надейся, что после свадьбы она изменится к лучшему. В равной мере это относится и к парням.

Гнусно жениться не на человеке, а на его богатстве. Но если сам привык к роскоши, не обрекай себя на семейную жизнь в бедности, всё равно не выдержишь.

Прислушайся к советам родителей. Они не враги тебе и не старые дураки, на своей шкуре познали, каково в супружестве.

Ну а сделал выбор - не предавай вовеки, люби, как самого себя!


Вассал - см. "Сеньор и вассал".


Веник, щётку, метлу для хранения располагай вверх щетиной или прутьями, чтобы они ни во что не упирались и не деформировались. Не допускай этого и когда подметаешь: угол между прутиками и направлением их движения должен быть около 90 градусов, не больше. Не тыкай ими вперёд, не калечь инвентарь, даже если так работается чуть быстрее. Оно того не стоит. Распространённое суеверие не имеет ко всему этому никакого отношения.


Вещь (и вообще всё рукотворное) создавай качественную, удобную в использовании, прочную, надёжную, с хорошо продуманной "защитой от дурака", долговечную, по возможности красивую. Пользуйся ею аккуратно, по инструкции, стараясь максимально продлить срок службы, своевременно делай техническое обслуживание и ремонт. А когда придёт в негодность - немедленно утилизируй.

Как покойника не выбрасывают на свалку, так понятия "отходы" и "мусор" должны стать для нас бессмысленными. Утилизация - не только рациональное использование вторичных ресурсов, но и законная последняя дань уважения всему, что нам верно послужило.

Позор цивилизации - одноразовые вещи и упаковка. Речь идёт не о логически одноразовых предметах вроде туалетной бумаги или ступеней космических ракет и не о таких, как системы переливания крови, повторное использование которых опасно или крайне неудобно. А о тех, без которых мы можем запросто обойтись, используя многоразовые, долговечные аналоги. К примеру, пластиковая бутылка могла бы служить много лет, стеклянная - даже нескольким поколениям людей. Мы же их после однократной продажи напитков в лучшем случае переплавляем, а в худшем они загрязняют окружающую среду. Появилось даже новое правило этикета: полиэтиленовый пакет годится только чтобы один раз донести продукты из магазина; неприлично постоянно ходить с ним, как с сумкой. Поощрять такое не следует


Власть тысячелетиями принимала чаще всего именно монархическую форму. Республики то и дело сменялись диктаторами, и даже в последние века, когда общепринятой считается демократия, обычно выдвигается хоть и выборная, но единовластная фигура - премьер-министр, генеральный секретарь, президент. Это номинальная власть. А реальная нередко зависит от личности правителя и сил, на которые он опирается. Демократия, настоящая власть народа, великолепна и привлекательна, но она подразумевает готовность большинства людей не только потешить самолюбие на выборах и референдумах, избрать новых правителей и законы вместо неугодных, но и постоянно брать на себя ответственность за судьбу Родины. Последнего как раз почти никто и не желает для себя, потому демократия довольно скоро остаётся только внешне декларирована, а фактически преобразуется в олигархию - власть самых богатых людей в стране - или в подобие монархии, если правитель каким-то образом укрепит свои позиции. Ещё неизвестно, что хуже. Олигархи, определённо, станут под любыми предлогами выманивать у народа как можно больше доходов, оставляя ему минимум, чтобы жил, работал и не бунтовал. Это мы сейчас видим в большинстве развитых стран. Довольно либерально и хотя бы сравнительно не опасно для жизни. Новоявленный диктатор может оказаться как истинным другом народа, так и эгоистичным тираном. В первом случае демократические законы всем навредят: человек только начал творить добро в стране, а его уже надо переизбирать. А эгоист не так-то легко отдаст "трон", и в борьбе за него может быть загублено немало людей, в том числе ни в чём не повинных.

Меньше суеты и для правителя, и для народа, когда официально признана и реально утверждена монархия. Да, при этом нельзя законно отменить власть недоброго человека. Но даже в худшем случае он вряд ли наворует больше, чем целая стая олигархов. Построит дворцы себе, друзьям, любимой тёще, да и остановится на этом. Монарх один, а страна большая. С другой стороны, богатство ему даже просто необходимо. Что за король, султан, раджа без дворца? Такому и подчиняться неохота. А самое главное - люди, увы, в большинстве своём падки на всякие удовольствия, которые можно получить за деньги. Поэтому, чем богаче правитель, тем проще ему управлять. Если он разумен, то будет больше тратить на развитие принадлежащей ему государственной части экономики, а не на роскошь. Хорошо обеспеченные полиция и армия охотно выполняют свои функции, всем делают жизнь безопаснее. И вовремя сделанная материальная подачка недовольным мигом устраняет причину бунта.
Несмотря на то, что материальные ценности создают только трудящиеся, обогащение монарха может быть довольно безобидным для населения, например, с помощью прогрессивного налога, когда у богатых берётся гораздо больше денег, чем у бедных.

В сказочном королевстве проще, хотя подобные проблемы в миниатюре могут появляться и у нас. В СССР говорили, что всё решают кадры. Так оно и есть. Служение любого вассала сеньору должно быть безупречным. Надо, чтобы титулы получали только надёжные люди, настоящие друзья, которые будут действовать заодно ради общего блага. А на всякий случай у нас нет другого хозяина, кроме короля, чтобы ему было легче образумить или удалить злоумышленников.


Вредные привычки - пьянство, курение, наркомания, токсикомания - должны быть искоренены вплоть до удаления провинившихся. Мы строим взаимоотношения не на принуждении и необузданных эмоциях, а на доброй воле и трезвых размышлениях и не можем искусственно затуманивать себе разум. Курильщики понемногу губят себя и тех, кто рядом; в основном из-за них людей не допускают в лес в пожароопасный период. Не будем запрещать и приравнивать к наркотикам такую их "родню", как шоколад, кофе, чай, всякие тонизирующие напитки. В небольших количествах, не до опьянения, допустимо употребление алкогольных напитков, но только высокого качества. Лучше от них совсем воздержаться, особенно тем, кто не чувствует меры. Выпил и стал веселее и общительнее - это приемлемо. А если начал говорить глупости, приставать к людям или уснул лицом в тарелке - удалим.


Демографическая политика для маленькой сказочной страны не имеет никакого значения. Можем поговорить о ней в мировом масштабе.

Первая проблема - неограниченный рост населения. В исторической перспективе он невозможен. Если в среднем в каждой семье вырастает только трое детей, население увеличивается примерно в 1000 раз за 425 лет. Не поможет даже самая бурная космическая экспансия: всего через 11 тысяч лет (не такой большой период для истории!) людей должно стать больше, чем атомов в видимой Вселенной. Поэтому рождаемость, ничего не поделаешь, придётся ограничить. И лучше это сделать теперь, пока нам не тесно на родной планете. Мы же не хотим единственной альтернативы - детской смертности? Рождение 2 детей в семье гарантирует постоянную, не изменяющуюся со временем численность населения, меньше 2 - её сокращение. Уменьшить население тоже неплохо: всем хватит удобных мест для жизни и отдыха, мы не так разрушительно станем воздействовать на природу. До каких пор это безопасно? Чтобы не допустить вырождения потомства, не следует жениться на двоюродных и троюродных сёстрах. Для полной надёжности за основу возьмём не вторую и третью, а седьмую степень родства (у мужа и жены общий прапрапрапрапрадедушка). Для этого в каждом поколении достаточно 64 пар, вступающих в брак. Люди склонны тщательно выбирать будущих супругов, поэтому увеличим минимальное количество в 10 раз; оно составит 1280 человек. Одновременно живут 4 поколения людей (всего 5120 человек). На Земле около 7000 языков. Если все их носители вдруг пожелали бы создавать семьи только с единоплеменниками, население планеты можно безопасно сократить до 36 миллионов человек, то есть в 200 раз. Поощрение однодетных семей приведёт к такому результату за 150 лет; далее следует рекомендовать людям воспитывать по 2 детей. Будет ли кому трудиться, кормить детей и стариков при такой политике? Допустим, средняя продолжительность жизни 80 лет. При двухдетных семьях в обществе будет около 50% людей трудоспособного возраста от 20 до 60 лет, а при однодетных - около 40%. Опыт Китая показал, что это не мешает нормально жить.

Вторая проблема - естественный отбор. Когда-то недостаточно здоровые дети массово умирали от болезней, недостаточно умные гибли в результате дурацких шалостей, с некрасивыми юношами и девушками никто не хотел вступать в брак, слабых, трусливых, неорганизованных мужчин то и дело убивали не войне, побеждённые народы истреблялись или получали гены от победителей. Теперь такое происходит всё реже, а заодно всё больше людей рождаются больными и в какой-то мере неполноценными. Потому есть смысл в евгенике. Не надо "улучшать человеческую породу". Безусловно, здесь также нет призыва к убийствам, эвтаназии, абортам: в идеале все родившиеся люди должны жить долго и счастливо, а все, кто зачат, должны родиться. Достаточно просто исключить то, что ведёт к страданиям. Говорят, будто человек имеет право продолжить свой род; но ведь ребёнок имеет право родиться здоровым и нормальным, и это гораздо важнее. Если с точки зрения медицины есть сомнения, что ребёнок родится именно таким, потенциальные родители обязаны предотвратить его зачатие, а общество и государство - настаивать на исполнении данной обязанности. Не имеют права обзаводиться потомством люди с вредными привычками, наследственными и психическими болезнями, явно уродливые, инвалиды с рождения, заражённые неизлечимыми инфекциями, предрасположенные к диабету, онкологическими, сердечным и другим опасным заболеваниям, родственники больных и здоровые носители генов соответствующих болезней и недостатков. Даже если тебе всего лишь доставляет неудобства твоя внешность, телосложение, какие-то анатомические или физиологические недостатки, подумай хорошенько, порядочно ли передавать такие "мелкие неприятности" по наследству? Пусть, мол дети и внуки тоже с ними помучаются? Нет уж, пусть они лучше не появятся на свет!

Как предотвратить зачатие детей, нежелательное из-за их количества или по медицинским показаниям? Средств много, лучшее из них, но, увы, непопулярное - воздержание. Надёжнее всего стерилизация. Она должна быть бесплатной и общедоступной. А людей, хотя бы временно теряющих контроль над своими действиями (пьяниц, наркоманов, психически больных) следует подвергать ей принудительно. Это не нарушение "прав человека", а забота о тех, кому ещё только предстоит родиться и жить.


Деньги сами по себе не добро и не зло, но могут отлично служить для надувательства. Не буду много рассуждать об этом, лучше своими словами кратко перескажу одну басню.

Рабы носили камни из каменоломни на стройку. Жрец Кратий решил узнать, нет ли у рабов каких-либо тайных замыслов. Он стал жить и работать вместе с ними, закованный в цепи. Вскоре рабы, доверившись ему, рассказали, что готовятся к восстанию. На этот раз можно было бы казнить зачинщиков, но как предотвратить всякий бунт в дальнейшем? Кратий придумал, как это сделать, и рассказал другим жрецам. Услышав, они воскликнули:
- Кратий, ты демон!
Он ответил:
- Что ж, пусть я демон, а моё изобретение будет называться "демократия".
С рабов сняли цепи и объявили, что теперь они свободны, а кто хочет, за каждый камень, принесённый на стройку, будет получать по монетке, на которые сможет покупать всё, что угодно.
Вскоре работа закипела. Если раньше рабы старались идти помедленнее, а стражники ленились их бить и поторапливать, то теперь они быстро бежали с камнями или тащили их по две штуки, приспособили для работы тележки, организовали доставку обеда прямо на стройку и вообще изобретали всё возможное, чтобы получить побольше монеток. Кроме рабов, доставкой камней занялись и другие люди.
В жизни рабов, почему-то названных свободными, мало что изменилось. Но о восстании никто уже не думал.

Монетка не виновата, что её используют именно так. Она, в общем-то, неплохое и привычное нам средство регулирования экономики. Для разнообразия я планирую разрешить одному графу обращение денег среди его вассалов. Но в остальной части королевства пусть лучше процветает искренняя дружба без всяких денежных расчётов.


Духовные потребности - это стремление к Богу, к служению Ему, к жизни по совести, а не что-либо иное. Потребность в познании - интеллектуальная, в искусстве - эстетическая и так далее. Не следует приравнивать к духовности то, что ею не является.


Дуэль, поединок по недоразумению считается делом чести дворянина. Это сложилось исторически, но так не должно быть. Дело чести - отважно вступить в бой за Родину, народ, сеньора, против безжалостных угнетателей или преступников. Оправдан поединок, по результатам которого армии договорились засчитать победу и мирно разойтись. Или когда только он может спасти кого-то от большой беды. А сражение по мелочному поводу, например, за обладание женщиной, ради мести, из-за чьих-то слов, пусть даже очень обидных, ничем принципиально не отличается от гнусного покушения на убийство и самоубийство. Победу даёт сила и боевая подготовка, а не справедливость. Негодяй, мастерски владеющий оружием, может одного за другим истреблять на дуэлях весьма достойных людей, имеющих превратные представления о чести. Распространённое заблуждение, будто в поединке совершается Божий суд, увы, по происхождению является полностью языческим. Таким образом, если на дуэли погибнет виновный, его сравнительно небольшая вина не заслуживает смерти и не оправдывает грех убийства. А если невиновный - вообще глупо... Тебя назвали трусом и подлецом? Прояви же благородство, не пытайся убить человека, сказавшего такие несправедливые слова. Наоборот, старайся примириться с ним, не боясь общественного мнения. Преодолей кипящие в тебе страсти и убедись, что это подвиг не хуже, чем в бою. А когда понадобится - на войне или в другой чрезвычайной ситуации - вы с бывшим "врагом" оба на деле докажете свою храбрость.

Рыцарские турниры менее смертоносны и проводить их можно, но только при тщательнейшем соблюдении мер безопасности: как минимум, в доспехах, специальным оружием, по правилам, с основательной предварительной подготовкой и инструктажем участников. В наши дни это просто активный отдых и красивое экзотическое развлечение, ведь для современных боевых действий нужны совсем другие навыки.

Подумай, что привело тебя на турнир. Мотивы вроде тщеславного стремления быть первым, похваляться молодецкой удалью недостойны рыцаря.


Жалость в безжалостном мире прямо-таки чудесна, великолепна! Обрати внимание, как часто мы склонны многое в этой жизни ненавидеть, презирать, "втаптывать в грязь" мысленно, жестокими словами и реальными поступками. Пожалей любую вещь, и ты станешь пользоваться ею аккуратно, чтобы служила долго и хорошо. Пожалей бездомное животное, и ты возьмёшь его к себе домой, подаришь ему полноценную счастливую жизнь. А сколько бедолаг будут спасены от мучительной смерти, если так же поступят и другие?! Пожалей козявку или растение, и ты постараешься не погубить и не искалечить их; вот вам и охрана природы. Пожалей человека, его это нисколько не унизит вопреки расхожему мнению. Другое дело, что люди, как правило, могут пожалеть ребёнка, старика, инвалида, а прочих - никогда! Слово "жалкий" в русском языке даже стало синонимом чего-то совсем ни к чему не годного... Как будто сильный, здоровый, умный человек ни в каких ситуациях не достоин жалости, как будто ею можно унизить... К плохому привыкли! Но ведь это вовсе не хорошо. Не побоюсь сказать, что жалость и сострадание к людям - начало, даже основа любви к ним. Находи повод пожалеть всех, всё, всегда!


Жильё - весьма дорогое удовольствие. Строительство настоящего рыцарского замка придётся воспринимать только как мечту или очень далёкую перспективу. А поначалу допустимы лишь временные постройки: деревянные, землебитные и т.п. Можно попробовать собрать денег на покупку многоместных палаток для общего пользования. Юридически гораздо проще получить разрешение на установку временных сооружений. Сносить их никто не заставит, если своевременно продлевать договорённость о пользовании тем участком местности, где они размещены. Для постоянной жизни в лесу необходима землянка. В ней слишком влажно, но создать её просто и недорого, с глинобитной печкой она годится для зимовки, а главное - в качестве укрытия при сильном ветре, когда возможно падение деревьев.


Игра в жизни людей занимает гораздо больше места, чем мы думаем. Это не только детские забавы или футбол. В обществе у нас полным-полно условностей и ролей. За рулём ты водитель, на тротуаре - пешеход, дома - семьянин и сосед, в поликлинике - пациент, на работе тоже у каждого своя роль, требующая совершенно определённого типа поведения, уместного лишь в данной конкретной жизненной ситуации, но не в других. Пусть на работе ты начальник - в кресле стоматолога не можешь оставаться в этом амплуа и указывать, как лечить зубы. Врач обслужит только человека, добросовестно исполняющего роль пациента. И будет прав. Таким образом, жизнь в немалой степени подобна игре в большой, прямо-таки всеобъемлющей театральной постановке. Однако, отказавшись выполнять свои роли в этом спектакле, мы превратили бы себя в асоциальный элемент, а цивилизованное общество - в дикую орду. Хаос угрожает многими бедствиями, потому мы не смеем от чего-либо отказываться. А игрой именуем лишь несерьёзные, необязательные действия. И это хорошо. Пусть наше сказочное королевство при переходе из Интернета в реальность называется именно "игрой", а не чем-то слишком уж серьёзным. Многим людям так хочется иногда вырваться из привычного круга житейских забот, пожить среди природы, заняться необычными делами. Даже простой деревенский труд при такой смене обстановки - разновидность отдыха. Но далеко не все готовы жить в деревне постоянно, покинуть городские удобства, работать летом без устали, надеяться только на своё натуральное хозяйство. Надо стремиться к тому, что людям более желанно и доступно. Так что развлекайтесь, друзья! В этом есть немало преимуществ.


Игрушки служат детям не только для развлечения. Они частично заменяют малышу пока ещё недоступный мир взрослых, помогают в непринуждённой форме моделировать различные ситуации, учиться, развиваться. В то же время избыток игрушек бывает вреден. Ребёнок просит купить что-нибудь новенькое, забавляется с этим пару дней и быстро забывает. Такое отношение "подсказывает" маленькому человечку недобрую идею, будто всё и всех в этом мире можно легко приобрести, а затем так же легко и безнаказанно бросить, предать. В воображении детей камешки, палочки и другие самые простые предметы для игры "превращаются" во что угодно, и это замечательно! Самодельные игрушки ценнее покупных и более вероятно станут истинными друзьями детства, ведь к их появлению на свет приложены собственные старания, труд, фантазия. Но не всё можно сделать самому, даже с помощью мастерства пап и мам. Избранные люди, настоящие "добрые волшебники" по призванию, искренне желающие дарить сказку и радость каждому ребёнку, бесплатно, в свободное от основной работы время должны на специальных фабриках изготавливать самые качественные, самые прекрасные, самые любимые детьми игрушки. Не просто востребованные по быстротечной моде, а именно любимые надолго, что должно проверяться наблюдениями и опытом. Функционировать такие фабрики могут за счёт государства, а от торговли игрушками надо решительно отказаться. Распространять их следует организованно, для всех доступно и не часто. Например, ребёнок (не обязательно, а по его желанию) раз в год сам выбирает из большого ассортимента и бесплатно получает любую игрушку при условии, что будет с ней бережно обращаться. А испортит или сломает - за следующей придёт не раньше, чем через 2 года. Так и родители избавляются от детского "террора", и дети больше не делятся на богатых и бедных, и отношение ко всему прививается заботливое, а не потребительское.


Искусство прекрасно. Настоящее искусство, а не всё, что выдаётся за таковое на основании коммерческой востребованности и извращённых вкусов грубой толпы. Его влияние на образ жизни и мировоззрение людей необычайно велико. Слушая популярную песенку, мы вдалбливаем заложенные в ней идеи себе в голову не менее эффективно, чем это делает навязчивая реклама. Кроме того, книг, фильмов, картин, музыки и т.п. существует уже очень много. Хватит людям на всю жизнь, даже если не создадут ничего нового. Появилась возможность записывать и воспроизводить в высоком качестве то, что раньше требовало немалых затрат и личного посещения (например, спектакли и концерты). Нужна двойная цензура: народная и государственная. Предлагаю следующую схему. Государство содержит все учреждения культуры, при необходимости создаёт новые, через средства массовой информации активно рассказывает о достижениях прославленных мастеров, талантливых детей и молодёжи, рекомендует стать для них меценатами. Твори, передавай опыт ученикам, если есть такое желание. Но занимайся этим бесплатно. И наслаждаться любыми результатами творчества все люди тоже могут свободно и бесплатно. Однако деятелю искусства надо что-то есть. Средства для жизни он получит только от конкретных, готовых поддержать его добровольцев за счёт их дополнительного труда или отчислений из зарплаты. Никто не пожертвует свои деньги и труд человеку явно не талантливому или желающему "творить" никому не нужное. Так совершится народная цензура. Дополнительно к ней уполномоченные государством люди должны предотвратить появление произведений искусства, вредных для нравственности, общества, личности.


Коммунизм, когда человек человеку друг, товарищ и брат - такой же естественный тип общества для альтруистов, как капитализм - для эгоистов. И происхождение данной идеи, несмотря на атеизм многих её последователей, скорее всего, религиозное. Потому я не гнушаюсь ею. И в древнейшей церкви (Деян. 4:32-35), и в современных монастырях мы видим то же самое всеобщее братство и принцип "от каждого по способностям, каждому по потребностям" в действии. В СССР получилась пародия на христианство: вместо Бога - человек, вместо рая - светлое будущее, вместо ада и чертей - капитализм и враги народа, вместо икон - портреты вождей, вместо церковных соборов - съезды партии, вместо крестных ходов – демонстрации. Даже тело В. И. Ленина в Мавзолее разве не напоминает святые мощи в раке? Пародия всегда похожа на оригинал. А отдалилась от него в данном случае, думаю, потому что коммунистической идеологии навязали изначально не свойственное ей безбожие. Отказаться от него - и всё станет на свои места. Поступив так, кроме Божьего благословения (что само по себе крайне важно) мы получим и другое преимущество. Совершенный христианин являет собой уже готовый тип "нового человека", который даже в СССР считали необходимым. Он добросовестно трудится, бескорыстно заботится о других людях, не стремится в ущерб им урвать что-то для себя. То есть религиозное воспитание одновременно является и коммунистическим. Неверующих при этом никто не мешает воспитывать в рамках пионерии, комсомола, компартии, как предлагали советские идеологи.

Атеизм, революция и социализм в России XX века вызывают некоторое недоумение.

В царской России православное христианство поддерживалось государством, что оказалось бы необычайно полезным для нового общества. Зачем революционеры отказались от такого "козыря"? Ради революции, к которой более склонны безбожники? Но осуществить её запросто могли и доведённые до отчаяния верующие бедняки, это подтверждают бушевавшие ранее крестьянские восстания.

"Цель нашей жизни - счастье простых людей", - провозглашает одна хорошая песня от имени коммунистов. Массовые кровопролития в 1917-1920 годах, вынужденные продразвёрстка и преследование "врагов народа", далеко не всегда гладко проходившая коллективизация - такое "счастье" принесла народу революция? А ведь можно было обойтись и без неё. Н. Н. Неплюев, Л. Н. Толстой, С. А. Рачинский, Р. Оуэн и другие филантропы отлично помогали беднякам без всяких изменений в государстве. Не оправдал многих надежд, но всё-таки немало облегчил жизнь крепостным крестьянам царский указ об их освобождении. Сколько революционеров было сослано в Сибирь! Огромные необжитые просторы Российской империи позволяли начать всё "с чистого листа", практически никому не мешая. Те, кто готовил революцию, могли вместо этого на отдалённых территориях развивать новое хозяйство коммунистического типа, помогать всем желающим обездоленным людям переселиться туда, вырывая их из жадных лап капиталистов. Начав с малого, со временем переселенцы становились бы богаче и освобождали от кабалы всё больше бедняков. Для такого доброго дела не исключались и пожертвования от богатых благотворителей, и мирный договор с правительством. Достаточно было предложить взаимовыгодные условия. Как, например, царь даровал неприкосновенность и привилегии казакам в обмен на военную службу.

Эксплуататорское общество даёт много свободы и преимуществ одним людям, позволяя отнимать то же самое у других. Такой порядок, безусловно, привлекателен для узкого круга богачей и тех, кто надеется к ним примкнуть, но вряд ли справедлив с точки зрения всех остальных. Ты работай, как каторжный, а кто-то будет недоплачивать тебе, бездельничать и кутить за твой счёт только потому, что он, видите ли, хозяин. В упомянутом уже коммунистическом принципе производства и распределения материальных благ заложена наивысшая социальная справедливость. Стыдно должно быть лодырю и халтурщику, который не делает ничего полезного для общества, хотя мог бы. Стыдно должно быть моту и воришке, который норовит попользоваться результатами чужого труда и не знает меры. Но не виноваты старик, инвалид, учащийся и другие, кто по объективным причинам потребляет больше, чем создаёт. Всем надо есть, одеваться и т.д. И потребности у нас разные. Даже если ты просто захотел чего-нибудь побольше, подороже - пожалуйста, бери совершенно бесплатно, и пусть никто не ищет здесь несправедливости. Конечно, при условии, что прецедент не положит начало нездоровым соблазнам, и общество не обеднеет. Можно было всё устроить именно так, по-коммунистически, ещё в период с 1920 до 1940 года. Существовали благоприятные для этого предпосылки: диктатура пролетариата, уравнительный военный коммунизм, работа в колхозах за трудодни (бесплатно до самого урожая), неизбалованность народа какой бы то ни было роскошью. Недовольных Советской властью так или иначе подавляли, расстреливали, ссылали. Но в результате почему-то сохранили деньги, торговлю и "построили" социализм с менее справедливым принципом распределения: не по потребностям, а по труду. Закоренелый эгоизм рабочих и крестьян помешал им жить полностью по-новому? Или кому-то понадобилось общество, в котором удобнее воровать?

Правду мы, пожалуй, никогда не узнаем, но есть о чём задуматься. Говорят, революцию вдохновляют романтики, кровь в ней проливает народ, а её достижениями пользуются негодяи. И ещё: узнай, кому преступление выгодно - найдёшь и преступника. Так не сами ли негодяи и планируют революции, расчётливо и цинично подбрасывая народу красивые лозунги? Боролись советские вожди за счастье простых людей, или у них были совсем иные цели? Например, уничтожить государство, а под шумок ограбить в нём господ и рабов.

Кому нужен коммунизм? Не эгоистам. Они, подавляющее большинство населения, не хотят сотрудничества и взаимного доверия, предпочитают грызть друг друга за место под солнцем. Хобби у них такое. Оставим их заниматься любимым делом. Богатым альтруистам коммунизм тоже ни к чему. Они законно получают большие доходы и тратят их не на себя, а на помощь самым несчастным. Остаются сравнительно немногочисленные бедняки: во-первых, альтруисты, желающие создать коммуну и руководить ею, во-вторых, не слишком жуликоватые люди, способные в ней ужиться и почувствовать себя хоть немного комфортнее, чем в мире капитала. Объединившись, те и другие могли бы достичь весьма неплохих результатов. О мирном развитии коммуны я уже говорил. Однако не упущено ли время? Теперь не начало XX века, почти всё освоено и кому-то принадлежит. Поэтому землю и другие средства производства, скорее всего, придётся выкупать.

Сказанное по данной теме - мои личные домыслы. Есть великолепно разработанная теория научного коммунизма, согласно которой я заблуждаюсь, а общество будет неизбежно развиваться, как предсказали классики марксизма-ленинизма. Кто прав, покажет время. Возможно, это выяснится очень не скоро.

А в основе нашего королевства какие принципы? Если коммунистические, то без малейшего намёка на власть народа. Если феодальные, то в человечной, а не грабительской форме. Дело не в названии, было бы людям хорошо. Найдётся у нас место и для полноценной коммуны, даже для нескольких, не похожих одна на другую (см. "Разнообразие").


Король занимает исключительное положение; может ли это быть предметом зависти и недовольства? Вряд ли. Если горе-король допустит злоупотребления, перестанет жить скромно и трудиться наравне со всеми, а на деньги королевства купит яхту и уплывёт на Таити - он вмиг лишится всех вассалов. Кто же доверится такому мошеннику?

По правилам титул не наследуется. Управление королевством - особо ответственное дело, доступное только тем, кто к нему склонен и способен. Король должен заранее выявить несколько таких людей и незамедлительно передавать им весь личный опыт, чтобы подготовить себе преемника. Но политически грамотно вплоть до дня передачи власти никому не сообщать, кто эти принцы и принцессы, в том числе и им самим. Иначе весьма вероятны придворные интриги. На всякий случай надо написать завещание, кто будет новым королём. При жизни старого короля читать его завещание никому не следует, но все должны знать, где оно хранится.

Если вдруг ты сам хочешь поскорее стать королём, я помогу тебе. Рассказывай о своём проекте монархии (или что ты ещё там придумаешь) не только посторонним людям, но и моим вассалам. Кто пожелает пойти к тебе - пусть идёт, не стану отговаривать. Я сразу увижу, кто мне недостаточно верен, а несколько разных королевств интереснее, чем одно.


Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает… (1 Кор.13:4-8) Именно так, никогда она не прекращается. Потому-то любящие вдовы и вдовцы остаток жизни проводят в одиночестве, не в силах допустить неверность даже умершим любимым. А если "разлюбил" - значит, не любил вовсе... Надо ещё напомнить, что любовь - это не отношения, не страсть, не интимная близость, не желание быть с кем-то или чем-то обладать, не половое влечение, не родительский инстинкт, не привязанность к кому-нибудь (чему-нибудь) милому и приятному, тем более не "любовь" к всевозможным благам и удовольствиям. У этих понятий есть свои названия. Наоборот, можешь испытать себя: представь, будто всё это вдруг исчезло. Если осталась любовь к тому, кого считаешь любимым, то она и вправду есть.


Мракобесие - см. "Просвещение".


Наказания у нас не предусмотрены. Либо человеку в королевстве хорошо, либо он здесь не живёт. А хорошо у нас тому, кто следует велениям совести; он не совершает ничего предосудительного и не нуждается в исправительных мерах. Тех, кто личное "счастье" упорно будет пытаться строить на чужой беде, сеньоры достаточно быстро удалят. Нет человека - нет и проблемы, которую он создавал. В данном случае эта любимая фраза великих тиранов не звучит зловеще. Всего лишь отправят виновника домой, к привычному образу жизни; разве это наказание?

Сложнее с преступниками в большой стране, которая для них родная и единственная. Мошенника, грабителя, вора логично лишать денег: потерпевшему сразу возместить убытки за счёт государственного бюджета, а из зарплаты осуждённого постепенно высчитать гораздо большую сумму. Подобными штрафами можно наказывать и всех, кто совершил любое не тяжкое преступление по глупости и склонен исправиться.

Рецидивисты, убийцы, насильники и прочие, к кому больше нет доверия, кто на свободе стал опасен, должны немедленно оказаться в тюрьме. Лучше, не дожидаясь решения суда, в спешке арестовать несколько невиновных подозреваемых, чем оставить на воле настоящего негодяя, ведь это угроза его потенциальным жертвам. Разумеется, надо как можно быстрее закончить расследование, отпустить всех, у кого окажется алиби, извиниться перед ними и материально вознаградить их за вынужденное терпение. Срок заключения суд может назначить, например, только так: содержать в тюрьме не менее года, а дальше - по необходимости. Вполне вероятно, даже до самой смерти. Это определит опытный психолог в каждом конкретном случае. Нельзя освобождать преступника, пока нет весомых гарантий, что он не повторит ничего подобного.
При аресте необходимо выполнить 3 важнейших условия.
1) Назначить надёжных людей, которые хорошо позаботятся о беспомощных родственниках заключённого, о его квартире, домашних животных, земельном участке. Пусть никто и ничто не пострадает.
2) Предоставить всем арестованным одиночные камеры (во избежание конфликтов), не вредные для здоровья условия жизни, дешёвое, но полноценное питание. Наказанием является лишение свободы, не надо его усугублять ничем другим.
3) Обязателен высокоэффективный труд заключённых, чтобы тюрьма была для государства не затратным, а рентабельным объектом.
Смертная казнь всегда нежелательна. Её вполне заменят пожизненное заключение и труд на благо общества. Ведь не исключена казнь невиновного. Это страшная и неисправимая ошибка. Но даже самый гнусный злодей - человек; не мы дали ему жизнь, не нам её и отнимать. Исключение составляет разве что расстрел на месте при сопротивлении полиции, при побеге или на войне.

Напрасно отменили телесные наказания. Они отлично дополнили бы другие исправительные меры, особенно для уклоняющихся от принудительного труда или уплаты штрафов. Удары кнутом по мягким частям тела безопасны (чего не скажешь о резиновых дубинках), зато болезненны и вмиг прибавляют ума. Кстати, маленький озорник, получив от папы ремня, куда меньше обидится, если будет знать, что и папу за плохое поведение могут высечь на площади при всём честном народе.


Несовершеннолетние могут у нас играть наравне со взрослыми, запросто получить любой титул. К сожалению, на третьем уровне и выше не исключены препятствия со стороны закона. Государство иногда так "заботится о детях ", что при жизни вдали от цивилизации надо выполнять многие требования без малейших отклонений. Иначе запретят игру вообще. Поэтому в лес или деревню отправляйтесь, пожалуйста, всей семьёй. К нам гарантированно не придерутся только если кто-либо из родителей или законно заменяющих их лиц будет сопровождать каждого несовершеннолетнего и отвечать за его безопасность. Извините. Понимаю, что это неудобно. Помогу убеждать родственников поучаствовать в игре, хотя бы съездить и посмотреть. Впрочем, настоящий рыцарь и сам должен быть готов терпеливо договариваться со своими близкими, а не идти им наперекор.


Обиды наши нередко бывают иррациональными и необоснованными. Когда тебя бьют, угрожают убить - налицо боль, опасность для жизни и здоровья, есть реальная причина для обиды. Оплевали - тоже обидно, ведь могли заразить какой-нибудь инфекцией. А чем могут повредить злые слова, насмешки, косые взгляды? Ничем, если только ты сам не воспринимаешь их болезненно непонятно почему. Обозвали тебя, к примеру, козлом. Поразмысли, стоит ли на это обижаться. Ты же не козёл, а человек, всем понятно; глупость сказал твой "обидчик". Его самого, а не тебя плохо характеризуют такие слова. Может, тебя сравнили с козлом в переносном смысле: ленился помыться, воняешь мерзко? Или совершил недостойный поступок? Тогда это правда, зачем обижаться на правду? Да, сказано грубо, но тут, пожалуй, надо быть благодарным грубияну за указание на твои реальные недостатки и скорее их исправлять. Размышляй подобным образом почаще. И на душе будет спокойнее, и среди людей мир. Возможно, приобретёшь репутацию не обидчивого, рассудительного, мудрого человека. Старайся ей соответствовать. Как знать, не станут ли реже пытаться тебя оскорбить, понимая, что это бесполезно? А вот на мудрость других людей никогда не надейся. Обращайся с ними, как с особо чувствительными и ранимыми, бойся причинить им душевную боль любым неосторожным словом, поступком, жестом, выражением лица. Все будут довольны. И ты не прогадаешь. Конечно, это только идеал, его не достичь легко и просто. Но не ленись улучшать свой характер.


Оскорбление чувств верующих придумано неверующими для неверующих. Допустим, мне, христианину, станет неприятно из-за какого-нибудь антирелигиозного высказывания, кощунственного фильма и т.п. Единственная нормальная моя реакция на это - смиренно простить обидчиков и не противиться им, пока дело касается меня одного. Такова Божья заповедь, я не могу поступить иначе. Ещё я знаю, что виновные в таких словах и делах неизбежно попадают в ад, если не покаются. Навечно. Какой бы страшный вред мне ни причинили, я отомщён сполна и даже несравнимо больше. Мне остаётся только сожалеть о горькой доле оскорбителей и молить Бога об их прощении. А покаяться по-настоящему они могут, искренне раскаявшись перед всеми, кого обидели, в том числе и передо мной, став мне истинными братьями по вере, достойными лишь самых добрых чувств. Таким образом, любой грех, особенно неблагоговейное отношение к чему бы то ни было священному, на самом деле является оскорблением Бога, а не верующих. Это всем людям, даже яростным безбожникам, подсказывает совесть, голос которой никому не дано заглушить полностью. Многие понимают, что подобные выходки недопустимы, а общество, которое их терпит, ожидают великие бедствия для вразумления. Но как сказать об оскорблении Бога, если думаешь, что Его нет, оскорбить некого и наказывать нас некому? Вот и появляется на свет юридическая формулировка о необходимости защитить от оскорбления якобы религиозные чувства верующих сограждан. В сущности своей, как мы видим, она неверна. Но за отсутствием лучшей приемлема, ведь без неё что останется на страже общественной нравственности?


Отдых в королевстве: каждое воскресенье, 7, 14, 19 января, 15 февраля, 7 апреля, 9, 21, 22 мая, 7, 12 июля, 2, 19, 28 августа, 11, 21, 27 сентября, 14 октября, 4, 19 декабря, Вознесение, престольный праздник, Радоница, шесть родительских суббот по православному календарю и по одному дню непосредственно перед каждым из упомянутых. В эти дни надо отменить все работы, корме неотложных, избегать шумного веселья. Желательно отдыхать также по целой неделе после Пасхи, после Троицы и всё время от 7 до 19 января. Получится что-то вроде отпуска для тех, кто долго не едет домой.


Посудой легко обеспечить себя на всю жизнь. Пусть каждый возьмёт с собой стандартный туристический набор для личного пользования - кружку, ложку, миску, нож - лучше всего из нержавеющей стали. По желанию можно добавить тарелку, чайную ложечку и вилку. Годится посуда и из других материалов, но она требует более бережного обращения. Готовить сразу для многих людей хорошо в чугунных сковородках и котлах. Впоследствии наши мастера могут наладить собственное производство для новых гостей.


Предназначение можно условно разделить на 3 категории.

Фактическое предназначение предметов, явлений, живых существ, людей становится известным, когда всё заканчивается. Какая участь их постигла, какие были последствия - таким, следовательно, и было их предназначение.

Есть ещё предназначение от создателя. Задумывая, проектируя и изготавливая что-либо, мы думаем, для чего это нужно.

А для нас важно идеальное предназначение. Конечно, если рассматривать мироздание в целом, то любое фактическое предназначение оказывается идеальным, ведь по Божьему промыслу всё, даже явное зло в конце концов служит спасению людей и прославлению Бога. Но в частности зло остаётся злом, и о нейтральном мы обычно можем сказать: вот так было бы лучше, а так - хуже. Плохо, если деревья гибнут во время пожара; лучше было бы сделать из них мебель; замечательно, когда лес веками берегут в заповеднике. Нормально - использовать топор при строительстве дома, весьма глупо - тесать им камни и быстро испортить, преступно - убить им человека. Хорошо, если оружие не подведёт в бою, а лучше ему вообще не понадобиться. Подобные размышления помогают нам решать, как лучше поступать в той или иной ситуации.


Просвещением в наши дни обычно называют распространение знаний и культуры. И в самом деле, приобщаясь к ним, трудно не заметить, как понемногу отступает тьма невежества и грубости. Но у этого слова был и остаётся первоначальный, более возвышенный смысл - принять Таинство Крещения и таким образом просветиться светом божественной Истины. Точно так же мракобесием, в первую очередь, следует считать упорный отказ от данного Таинства, а вовсе не отрицание науки и уж тем более не приверженность к религии. Подразумевается, что человек одержим бесом, который убеждает его оставаться в адском мраке вдали от Бога.


Рабство обыкновенное: раб работает, хозяин получает доход. Нужно купить рабов, кормить их, платить армии для подавления восстаний и надсмотрщикам, чтобы заставляли работать.

Рабство феодальное: то же самое, но рабы сами себя кормят.

Рабство раннекапиталистическое: то же самое, но рабы без принуждения всё делают качественно и быстро, а купить их можно выгодно в рассрочку (за зарплату).

Рабство современное: то же самое, но рабы не бунтуют, а восхваляют "свободу и демократию" общества их хозяев.

Рабовладельцы время не теряют. Появляются новые методы, как сэкономить на рабах и выколотить из них побольше доходов. Реклама побуждает нас покупать то, что нам не нужно, на деньги, которых у нас нет, ради мнения людей, которым это безразлично. Рабов поумнее заманивают в другую ловушку мечтой о свободе. У всех, мол, есть шанс разбогатеть и стать хозяином жизни. Учись, не бойся вкладывать деньги в бизнес. Не получилось? На ошибках тоже учатся. Пробуй снова и снова до победы. Иначе будет мучительно обидно, что остался рабом, так и не попытавшись освободиться. Шанс есть, примеры бедняков, ставших богатыми, подтверждают, что это правда. Можешь попробовать и добиться успеха. Умалчивают только о миллионах предприимчивых, умных и настойчивых людей, которым этого не удалось несмотря ни на что. А кому достались их напрасно вложенные денежки? Рабовладельцам. На это они и рассчитывали. В обществе всегда ровно столько денег, сколько необходимо для нормального функционирования экономики. Получать их много можно, только присваивая недоплаченное за труд другим людям. Следовательно, количество мест для богатых на планете строго ограничено. Время от времени некоторые из них сдают позиции или даже разоряются. Но кто вероятнее займёт освободившееся место: ты с блестящими идеями, умом и образованием или богач, у которого есть то же самое плюс солидный капитал и опыт обращения с ним? То-то же.

Свобода не абсолютна в принципе. Как правило, позволяя одно, автоматически приходится запрещать что-то другое. Позволять и запрещать либо всем людям, принимая соответствующие законы, либо добровольно самому себе. И по-другому никак не получается. Например, законы большинства государств ограничивают свободу человека: запрещают ему убивать, грабить, насиловать, воровать, мошенничать. А провинившийся и вовсе попадает в тюрьму. Какая уж тут свобода?! Но тем самым они защищают свободу других людей не стать жертвами преступников. Ты совершенно свободно можешь игнорировать законы, поступать вопреки им. Но будь готов к преследованиям и тюрьме. А можешь точно так же добровольно подчиняться законам и быть свободным от тюрьмы. Так кто же преступник: человек, поступивший свободно, не покоряясь закону, или узник? И кто законопослушный гражданин: раб закона или человек, свободный жить в безопасности, пользуясь благами цивилизации? Однозначного ответа нет, он зависит от точки зрения. Но всегда приходится выбирать эту точку зрения, определять, что именно для тебя или ещё кого-то важнее, желаннее. Так происходит и во множестве других случаев. В древности раб, качественно и добровольно исполняя возложенные на него обязанности, освобождал себя от побоев. А современный раб-бедняк одинаково "свободен" и не работать, и умереть при этом с голоду. Богач, вольный делать всё, что вздумает, может быть рабом своих желаний и привычек. Верный Божий раб свободен войти в рай, а "освободившийся" от Бога и праведности становится рабом дьявола и греха, вечным узником ада. И так далее.

Тысячи лет у нас одно и то же: бедный - раб, богатый - хозяин. Теперь это не так заметно, как в давние времена, потому что отношения стали более сложными и запутанными. Совсем неплохо, что современного раба не бьют, не заковывают в цепи, не держат взаперти, не заставляют всю жизнь выполнять одну и ту же работу. Нас эксплуатируют более изящно, всё чаще применяя соблазны. Так пользуйся же этим. Умерь свои потребности и желания, избегай рекламы, относись к ней скептически, не покупай ненужное, не бери кредиты, избавься от вредных привычек, не гонись за модой. Будет оставаться гораздо больше денег на действительно нужное и полезное. Если появится возможность заняться работой, отнимающей меньше сил и времени - это тоже ценно в нашей короткой жизни. Учись, совершенствуйся профессионально, чтобы получать весьма неплохую зарплату за сравнительно лёгкий труд. То есть можно довольно неплохо устраиваться без власти и богатства. Само по себе рабство не позорно, ведь оно - просто положение в обществе, неизбежный удел большинства людей, а вовсе не состояние души, как некоторые любят утверждать. Почти все они не вынесли бы и доли тех лишений, пыток и издевательств, которым подвергали рабов для усмирения. Правда, такое мнение отчасти справедливо, когда речь идёт о рабстве общественному мнению, собственным порокам и тому подобному. Здесь нет реального принуждения извне. Стыдно не освободиться всего этого лишь усилием над собой.

А мои вассалы - рабы? И да и нет. В зависимости от того, как обзовёшь. Сущности это не меняет. Они свободно и добровольно служат (хочешь - скажи "порабощают себя") сеньорам, которые, в свою очередь, господствуют во благо всех без исключения в королевстве. Я категорически не согласен управлять дураками, которые этого не понимают.


Равенство людей можно приветствовать, если знать в этом меру. Справедливость важнее равенства, а милосердие важнее справедливости. Мы разные - мужчины и женщины, дети и взрослые, старые и молодые, сильные и слабые, умные и глупые - и полностью уравнять нас во всём было бы и немилосердно, и несправедливо. В условиях жёсткого дефицита материальных благ уместно распределение их поровну между всеми, и то надо выдавать побольше тем, у кого выше физиологические потребности (например, из-за тяжёлого труда). А когда насущные нужды удовлетворены, справедливо платить больше тому, чей труд полезнее для общества, сложнее, тяжелее. Однако нелепо думать, будто кассир или уборщица устают на работе и нуждаются в материальных благах в 3, в 10, в 50 раз меньше, чем шахтёр или академик. Таким образом, увеличивать отдельным людям зарплату не более чем в 3 раза по сравнению с минимальной - справедливо и желательно, а выше этого предела - несправедливо. Две минимальные зарплаты удовлетворят все потребности великого труженика, а третья сделает его профессию престижной.

Погрешают против равенства не те, кто много имеет и получает, а те, кто много тратит и потребляет. Богач, который все огромные доходы направляет на организацию производства, а сам живёт скромно и ездит в общественном транспорте - "свой парень" для простого народа и очень полезен. А тот, кто зарабатывает лишь немного выше среднего, но покупает лимузин и кутит в ресторанах - паразитирует на обществе, так как из-за него некоторые люди тратят рабочее время для создания не чего-то нужного для всех, а роскоши для одного человека.


Разнообразие общественных отношений делает жизнь интереснее и помогает адаптироваться людям с разными убеждениями и привычками. Основным я считаю следующее: королевство, как единая дружная семья, без всяких денег, но со строгой иерархией, призванной восстановить порядок, если вдруг он будет нарушен. А для тех, кто недостаточно хорошо вписывается в эту систему, надо устроить кое-что дополнительно.
1) Я скептически отношусь к представлениям вегетарианцев об этике, но очень ценю их стремление никого не губить. Пусть они всё устраивают по своим принципам в отдельном графстве, чтобы не было споров и разногласий.
2) В другом графстве надо сохранить денежные расчёты, потому что многие люди не готовы делать что-либо бескорыстно. Не удалять же их из-за этого!
3) Нерационально и не нужно отказываться от благ цивилизации. Но интересно и романтично в каком-нибудь одном уголке королевства сделать всё так, как было в старину.
4) И, наконец, предоставить отдельную территорию для энтузиастов всеобщего братства без какой бы то ни было иерархии.


Религия - не любая вообще, а православное христианство - требует серьёзного отношения и пребывает у нас под особым покровительством и защитой. Это одно из немногих моих утверждений, которые категорически не обсуждаются. Кто хотел бы иного - найдёт разве что в другом королевстве.
Во-первых, без Божьего благословения любое начинание в перспективе обречено на провал.
Во-вторых, средневековое общество религиозно, и это достойно подражания. Благочестие настолько гармонично вписывается в понятия чести и благородства, что можно, не ошибаясь, сказать: поступи по-христиански - получится по-рыцарски.
В-третьих, король и верующие сеньоры не могут не требовать от вассалов поведения в достаточной мере не оскорбительного для веры и нравственности.
Наконец, православные нормы поведения и образа жизни не являются, как многие думают, чем-то специфически религиозным, устаревшим, не нужным никому, кроме верующих. Они необычайно полезны и для общества в целом, и лично для всех людей, независимо от убеждений. Постараюсь разъяснять это на конкретных примерах.
Отрекаться от убеждений никто не заставит. Если ты - сторонник религиозного или философского учения, противоречащего православному христианскому, то, пока ты в королевстве, обязуешься ни словами, ни намёками, ни поступками не показывать свою принадлежность к этому учению. Просто, не правда ли? Прочие не более сложные требования, косвенно касающиеся религии, будут указаны в других разделах "Мнения короля".

Верующим, наоборот, предписываю не прятаться, не затаиваться, а быть хорошим примером. Пусть звучат утренние, вечерние и другие повседневные молитвы. При первой возможности надо создать хотя бы походный храм и приглашать священника для воскресных и праздничных богослужений или рукоположить своего. Разумеется, всё должно быть без лицемерия, гордости и других пороков, из-за которых тщетны любые внешние проявления благочестия.


Рыцарь не тот, кто одет в доспехи и размахивает мечом, а тот, кому свойственны честь, отвага, верность, благочестие, справедливость, учтивость, благоразумие, щедрость, свободолюбие. И если ты таков - можешь быть богатым или бедным, сражаться или мирно трудиться, идти пешком или ехать на коне (да хоть на любом ультрасовременном транспорте) - всё равно останешься благородным рыцарем независимо ни от каких внешних условий. Титул даётся достойным, но в то же время как бы и авансом. Проблематично, например, испытать свою храбрость в мирное время. И другие свойства человека вполне познаются тоже в весьма экстремальных ситуациях. Поэтому давайте побольше доверять своим будущим вассалам. А должен ли наш рыцарь непременно быть крещёным и благочестивым православным христианином? Искренне пожелаем ему быть таким, ведь иначе он, что и говорить, не совсем рыцарь. Но требовать не будем и титул всё-таки дадим. Почему? Современный мир, увы, массово прививает людям отвращение или безразличие к религии. Достаточно и иноверцев. И если не верить в Бога - очень плохо, то притворяться верующим ради получения титула - намного хуже! Пусть ни у кого не будет соблазна так поступить. Что сказано о рыцаре, в той же мере относится к барону, графу и королю.


Сеньор и вассал - не просто начальник и подчинённый, а настоящие, верные, надёжные друзья. В этом состоит главный замысел игры. Полное равенство среди друзей вообще встречается редко. Обычно в компании кто-то становится неформальным лидером, заводилой, а прочие друзья вместе, к всеобщему удовольствию, охотно воплощают в жизнь то, что он придумывает. Так и у нас, только тут сразу ясно, кто главный. Неограниченная, абсолютная власть сеньора основана не на подкупе или принуждении, а сугубо на добром расположении к нему вассалов. Принимая к себе вассала, сеньор должен быть твёрдо уверен, что этот новый друг "пойдёт за ним в огонь и в воду", с искренней радостью выполнит любой приказ или пожелание, стоит только намекнуть. С другой стороны, вассал, поступая к сеньору, может не сомневаться, что столь могущественный друг его всегда услышит, вникнет во все нужды и горести и даже предупредительно позаботится о нём, не дожидаясь просьб.

Принцип "вассал моего вассала мне не вассал" отменяется нашими правилами, так как противоречит самому духу феодальной иерархии. Например, некоторую деятельность своего рыцаря барон одобряет, а граф - нет. Подобная ситуация означает вовсе не свободу рыцаря от власти графа, а только то, что данный барон плохо служит графу, позволяя вассалам (рыцарям) делать противное воле своего сеньора (графа). Верность сеньору и добросовестное служение ему неизбежно приводит к согласию на всех ступенях иерархии, делая указанный выше принцип излишним.

Обычно полагают, что государство - это земли, материальные ценности и народ, который можно заставить работать и платить налоги. Вот и рвутся люди к власти, чтобы завладеть всем этим. Сказочная страна, наоборот, представляет собой в первую очередь идеи о разумном и счастливом устройстве жизни её граждан; территории и богатства весьма полезны, но не являются чем-то совершенно необходимым, а граждане - это только те, кто поддерживает данные идеи, носителями и гарантами которых служат сеньоры. Потому королевство там, где король, графство там, где граф и так далее. Свергнуть сеньора, заменить его другим или принудить к чему-либо невозможно. Всякий настроенный на это тем самым уже покинул сказочную страну, его удаление из игры становится лишь необходимой формальностью. Последний шанс, единственный вариант избежать удаления - помочь такому бунтарю на 5 уровне создать свою страну со своими законами.

Чтобы избежать недоразумений, логичнее и правильнее всего начинать путь в нашу рыцарскую иерархию на сайте и форуме. Прочитав "Правила" и "Мнение короля", ты подробно узнаешь принципы, которыми надо руководствоваться в сказочной стране. Подумай хорошенько, подходит ли тебе основанное на них общество. Если нет, вовремя откажись от игры на 2, 3 и 4 уровнях, не создавай проблем себе и людям. В конечном итоге все у нас служат королю, поэтому именно его мнение по тем или иным вопросам является непреложным законом для каждого вассала, определяет требования любого сеньора. Сам же король, образно говоря, служит истине и разуму, заботится о благе хотя бы для большинства граждан по возможности не во вред меньшинствам. В результате народ пребывает в гармонии с властью и при абсолютной монархии участвует в управлении гораздо активнее, чем в странах, называемых демократическими. Особенно полезен для этого форум. Там ты можешь подать королю любой совет. Не забывай только, сеньор действует по принципу "мы посоветовавшись, и я решил", ведь нельзя же всё менять то так, то этак в угоду разным людям. Но к любому полезному мнению король склонен внимательно прислушиваться, и если сможешь разумными аргументами убедить его, то именно твой совет станет законом для всей страны.

Пока ты гость, можешь просто общаться на форуме и спокойно присматриваться к игре. Возможно, сеньоры попросят тебя сделать что-нибудь полезное для королевства. Или предложи это сам. Испытай себя в качестве вассала, выполняя поручения. Если понравится, по взаимному согласию начни постоянно служить какому-либо конкретному рыцарю и его сеньорам. Это будет твой переход на 2 уровень. Получая более высокие титулы, ты постепенно во всех тонкостях узнаешь разные ступени иерархии снизу доверху, на своём опыте почувствуешь, каково это служить сеньорам и руководить вассалами. И если потом захочешь играть на 3 и 4 уровнях (не в Интернете, а в реальной жизни), ничто не станет для тебя неприятным сюрпризом. Но прийти в наше королевство можно и сразу в реальности. Адаптироваться будет сложнее, но никто не прогонит. К гостям у нас вообще принято относиться наиболее доброжелательно. Новичка сразу отведут к сеньорам, а они всё подробно объяснят. Обращайся к ним в любой момент за советом и поддержкой.


Символы имеют только то значение, которое им придают люди. У христиан крест - символ вечной жизни, победы над грехом и смертью. А на фашистских танках он обозначал чистоту арийской расы и смерть для целых народов. Не отказываться же из-за этого от христианского креста! Фашистов победили солдаты с пятиконечными звёздочками, символизировавшими единство трудящихся всех пяти континентов. Несколько ранее подобная звезда была колдовской пентаграммой. А на дне живёт безобидное существо такой же формы - морская звезда, просто Божья тварь без какого бы то ни было значения. Сила знаков и символов бывает очень велика, но заключается она не в них самих. Для креста это сила Бога, помогающего христианам. Для государственных герба и флага - патриотизм, на который они вдохновляют граждан. Для медалей и орденов - уважение людей к награждённым. То есть сами по себе, без конкретной ситуации и поддержки извне символы не обладают какой-то силой и значением. А ведь складываются и неприятные ситуации. Например, тень позора падает на несчастное знамя, под которым воевали предатели Родины. Незавидная участь... Поэтому не настаиваю, но прошу всех: используйте символы пореже и не придумывайте новые. В частности, нужны ли нашей сказочной стране герб, флаг, гимн, название? Главное то, что мы делаем, а не внешняя атрибутика. Слово "regnum" - всего лишь "королевство" по-латински. Вполне достаточно. У средневековых рыцарей и государств были свои гербы, но вряд ли стоит этому подражать.


Сказка в жизни начинается с соответствующего мышления. Животные, растения, неодушевлённые предметы в сказках думают, чувствуют, разговаривают подобно людям. Представь, что всё вокруг тебя именно так и происходит. Ты допускаешь условность, но с добрыми намерениями, отдаёшь себе в этом отчёт и потому не удаляешься от истины. Теперь мы больше не сможем настолько цинично и неуважительно, как прежде, относиться к любой, даже самой малой частице мироздания, ведь невольно будем принимать не только свою, но и её "точку зрения".


Сквернословие неприемлемо. Следует извинить и не обращать внимания, если у человека сорвутся с языка несколько фраз в силу плохой привычки. Но того, кто бесконечно сыплет нецензурными, вульгарными, жаргонными словами и выражениями, ругается, особенно с упоминанием чертей и тому подобной нечисти и явно не намерен исправляться - надо удалять. Это касается и любителей сплетничать, осуждать людей, упоминать Бога в пустых или просто обычных, не посвящённых Ему разговорах.


Собственность была у всех феодалов. Но это из-за алчности людей. По идее же в средневековье собственности нет, есть только пользование. Король от Бога, владеющего всем в мире как Творец, получает в пользование земли королевства, которые приносят доход благодаря труду крестьян. На тех же основаниях он за службу наделяет землями герцогов, маркизов, графов, эти дворяне - своих баронов, а бароны - своих рыцарей. Но большинство людей явно не готовы так мыслить. Даже когда собственником объявляется нечто не вполне конкретное (народ, государство), у многих появляется соблазн подумать: "Всё вокруг колхозное, всё вокруг моё!" - и начать воровать или проявлять бесхозяйственность. У нас, чтобы такого не случалось, собственником всего в королевстве условно объявляется единственный человек - король. Это же самое делает его власть реальной. А не так, как бывало: герцоги и князья, собрав несметные богатства, чувствовали себя вправе творить на горе людям, что только вздумается. Крепостных крестьян у нас нет, мы сами не лодыри. Король помнит истинное положение вещей, верно служит настоящему Хозяину во благо всех людей и преемника этому научит.

Чтобы во всём была забота и аккуратность, не случалось обид, недоразумений - крайне желательно всякой вещью пользоваться только одному человеку. В наших условиях это не всегда удобно и рационально, ведь многие из нас будут приезжать в королевство лишь ненадолго. Но будет досадно, если в твой следующий визит окажется, что кто-то другой небрежно пользовался и испортил те предметы, которые служили тебе в прошлый раз. Лучше пусть они дождутся тебя в хороших условиях на складе.
 


Спорт высших достижений безусловно вреден для здоровья. Спортсмены, не устроившиеся тренерами, ещё совсем молодые становятся никому не нужными и ничего не умеющими, кроме своего вида спорта, да и в нём из-за возраста уже не могут побеждать. Кому он тогда нужен? Служит делу мира? "Болея за своих" на трибуне стадиона или у телевизора, люди выплёскивают лишнюю энергию и не стремятся воевать по-настоящему, с оружием? В древней Греции народы, действительно, примирялись на время соревнований. Многие атлеты тогда не были профессиональными. Но настали иные времена: и спорт развит, и войны не прекращаются. Пожалуй, зря возобновили олимпийские игры, отменённые в IV веке. Любительский спорт, наоборот, приносит только пользу дополнительной физической активностью, которой не хватает современным людям. Но сооружения, инвентарь, специальную одежду и обувь для него должны создавать добровольцы, работая бесплатно. Государство может только предоставить производственные мощности и материалы для этой цели.


Труд, особенно тяжёлый физический, не назовёшь чем-то приятным. Но пока неизвестно, освободит нас от него искусственный интеллект или воплотятся сюжеты "Матрицы" и "Терминатора". А раз труд неизбежен, надо его распределять между людьми справедливо и разумно. И если в истории титул позволял бездельничать, то у нас рыцарь-кузнец, барон-строитель, графиня-швея или король-свинопас - обычное явление. Сильные и выносливые должны без напоминания браться за самую тяжёлую работу. Кто умён, высокообразован и может служить науке не ради карьеры - пусть этим и занимается. Тогда прочим достанутся дела как раз по силам и способностям. Не надо и маяться от безделья, даже если твоя трудоспособность ограничена. Люди будут благодарны бабушке, приготовившей для всех обед, а подростку куда приличнее пасти гусей, чем расписывать стены ненормативной лексикой.

Чтобы не прозябать в постоянном голоде и нужде - пока не достигнем изобилия всего необходимого, нельзя тратить рабочее время на производство чего-то иного. Людям необходимы питательные недорогие продукты, удобные одежда и обувь без претензии на моду и изысканность, сухое тёплое жильё скромных размеров, высококачественное медицинское обслуживание, надёжные средства спасения. Не обойтись без науки и образования. Безусловно, нужны священники. Обеспечению именно этих потребностей и созданию соответствующих средств производства люди должны отдавать всё рабочее время без остатка. По опыту мы узнаем, сколько должен длиться рабочий день. Всё остальное тоже можно делать, но в свободное время, по личной инициативе, не за вознаграждение. Обращаю внимание, что это относится также к бытовому и управленческому труду. То есть готовь кушать и стирай себе сам; если полагаешь, что на дворе грязно - пойди и подмети. Даже король может поцарствовать только когда пригонит домой и накормит своих свиней.

Друзья могут выполнить за человека его долю необходимой работы, а ему поручить другое дело. Например, 100 человек во главе с сеньором выращивают хлеб. Они хотят, чтобы имеющийся среди них талантливый художник больше времени посвящал искусству, чтобы сеньор занимался только управлением, а ещё один человек работал поваром. Пусть так и будет, если остальные 97 человек обязуются трудиться на полях несколько больше.


Хиппи, возможно, найдут у нас близкий им образ жизни "в гармонии с природой". Но напоминаю, что наркотики и интимная близость вне брака здесь под полным запретом.


Электрический кабель, провод, шнур нельзя туго сматывать, перегибать, завязывать узлом; нельзя наступать на него ногами, наезжать колёсами, ставить на него что-либо тяжёлое, допускать соприкосновение его с острыми и абразивными (кирпич, бетон, асфальт, камни и т.п.) предметами. Конечно, всё это не обязательно сразу приведёт к разрыву металлического провода или к повреждению изоляции, но значительно сократит срок их службы. Кабель-удлинитель укладывай в чистом месте, где не ходят и не ездят, после работы аккуратно очищай его от песка и прочей грязи, сматывай достаточно просторными кольцами. Есть упругая деформация, после которой провод легко распрямляется сам, как только его развернут. Это нормально. А есть необратимая деформация, когда провод при попытке распрямить его так и остаётся согнутым. Это недопустимо, ведь несколько таких изгибов - и металл сломается. Подвергать вещи быстрому аварийному износу вообще нехорошо, а повреждённые провода под напряжением более 36 вольт опасны для жизни. Некоторые животные ради развлечения с удовольствием грызут провода, особенно тонкие. Береги их и своих питомцев.


Этикет - это красиво, позволяет проявить уважение к другим людям и заботу о них, положительно характеризует соблюдающих его. Кто хочет, может использовать традиционные обращения: к рыцарю - Сэр, к даме рыцарского достоинства - Леди, к барону и баронессе - Ваша Милость, к графу и графине - Ваше Сиятельство, к королю и королеве - Ваше Величество. Но это именно по собственному желанию. Истинное украшение сеньоров - скромность. Они не пожелают и тем более ни от кого не станут требовать почтения к себе. Ведь даже Самому Богу мы говорим "Ты". Нет ни малейшей обиды к кому угодно в королевстве обращаться просто на "ты" и по имени.